Существуют другие значения для названия статьи, см. «Глаза (значения)».

Глаз, отделённый от тела

Глаз (англ. Eye) — основной зрительный орган большинства биологических форм жизни, улавливавший свет и превращавший его в нервные импульсы.

Описание

Обследование глаза человека

У большинства биологических видов глаз направлял свет с помощью хрусталика и был защищён веком, предназначавшимся для удаления посторонних предметов и предохранения глаза от яркого света. Внешняя оболочка, окружавшая глазное яблоко, называлась склерой[1], а в передней части часто находилась разноцветная радужная оболочка и зрачок. Часто глаза могли прикрываться веками[2]. Как правило, глаза существ находились внутри глазниц, однако у ряда рас, таких как раката, угоры или лиры, глаза сильно выступали из головы на тонких стебельках.

Джедай с четырьмя глазами

Среди гуманоидов встречалось множество вариаций глаз, от слегка ухудшенного по сравнению с людьми ночного зрения хейпанцев,[3] до улучшающих ночное зрение светящихся красных глаз чиссов[4]. Родианцы имели фасеточные глаза с большим углом обзора[5], глаза барабелов обладали способностью инфракрасного зрения, глаза сси-руук имели чувствительную сетчатку и высокоразвитые веки, а жившие в космосе освафты в силу органоэлектронной биологии их тел имели приспособленную для видения в темноте зрительную систему, радикально отличавшуюся от аналогов других рас[6]. Мраморно-искрящиеся глаза арконцев состояли из тысяч отдельных фоторецепторов, каждый из которых предназначался для определения определенного цвета или оттенка и предупреждал арконца даже о малейшем движении, однако эти глаза не могли различать формы. Огромные глаза битов обладали способностью фокусироваться на мелких деталях; микроскопические объекты могли видеть и верпины. Глаза браббов были покрыты прозрачной мембраной, защищавшей их от песка и пыли. Радужная оболочка глаз звёздного дракона сверкала, как будто покрытая блестками, а форма зрачков была непостоянна и менялась в зависимости от настроения существа. Глаза кубазов были весьма чувствительны к красному свету, поэтому часто им приходилось носить защитные очки[2].

Глаз в качестве пищи

У гуманоидов и многих разумных видов в Галактике имелось два глаза. У абиссинов был один глаз, содержавший два хрусталика и две фокальные плоскости, благодаря чему они могли воспринимать относительное расстояние до объектов[2]. Трёхглазыми расами были граны[7], кобоки[8] и убуугане[9]. Четыре глаза имели эменте[10], талзы[11], хисалриане[12], аквалиши-уалаги[13], т'сурры[14], изначальные анну-даты[15], налритианцы[16]. У харчей было шесть глаз[17], а у сик-сиксов — восемь[2]. Раса миралуки в ходе своей эволюции потеряла глаза, и её представители ориентировались в пространстве в первую очередь при помощи Силы[13].

Глаза большинства чувствительных к Силе существ менял свой исходный цвет на огненно-красный с жёлтой, оранжевой или красной каймой под воздействием Тёмной стороны Силы[18]. Глаза арконцев под воздействием соли меняли цвет с сине-зелёного на ярко-жёлтый[2].

Глазные яблоки употреблялись в пищу представителями ряда рас[19].

В случаях, когда замена потерянного глаза была невозможна или нежелательна, глазницу часто закрывали глазной повязкой.

Иные светочувствительные системы

Светочувствительные реснички юужань-вонгского биота плаща Нууна представляли собой крошечные мембраны, покрывавшие всю поверхность существа; они видели область непосредственно под ними с почти идеальной точностью со всех сторон, позволяя обладателю плаща отлично маскироваться на местности.[20].

Искусственными аналогами глаза, использовавшиеся дроидами и киборгами, были фоторецепторы. Каста формовщиков внегалактической расы юужань-вонги вывела несколько видов очень сложных существ, носивших название мкаак'ит, которые служили симбиотическими искусственными глазами[21].

Появления

Вейдер душит Мотти.png

Ваш недостаток веры меня раздражает.

Источники

Примечания и сноски

Внешние ссылки

На других языках