ФЭНДОМ

Tab can-deact Tab leg-act
30px-Era-pre230px-Era-old30px-Era-imp30px-Era-reb30px-Era-new30px-Era-njo30px-Era-leg
«Когда война закончится, если Ден этого пожелает — он сможет занять в любой компании, принадлежащей моей семье, место такое высокое, что ему придется дышать в кислородной маске».
— Зан Янт (источник)
HanRoamer6-TESB

Хан Соло в дыхательной маске

Дыхательная маска (англ. breath mask) или респиратор (англ. respirator) — прикреплявшийся к лицу аппарат, служивший для снабжения своего носителя свежим или очищенным воздухом и предназначавшийся для ношения в атмосфере или в жидкости.

ОписаниеПравить

Atton Rand breathing Mask KOTOR2

Человек (Эттон Ренд) в дыхательной маске

Конструктивно выделялись две основные группы дыхательных масок: маски со встроенными фильтрами и маски с подсоединённым при помощи шланга баллоном кислорода или газа иного состава. В последнем случае стандартного баллона с воздухом обычно хватало на один час непрерывного использования. Вес маски в среднем достигал 1,5 кг. Баллоны с воздухом обычно весили около 1 кг и стоили 25 кредитов. Единой цены на дыхательные маски никогда не было, но с 32 ДБЯ и по 8 ПБЯ большинство моделей стоили 200 кредитов. Их также можно было встроить в доспехи. Самым известным примером такой разработки – это доспехи Дарта Вейдера.

Данные аппараты защищали пользователей от незначительных перепадов атмосферного давления либо погружения на сравнительно небольшую глубину, но не обеспечивали защиты от экстремальных температур или жёсткого вакуума (для нахождения в этих средах требовались специализированные герметичные костюмы, такие как скафандры).

Orfite

Обонятельные маски орфитов обеспечивали приток необходимых им феромонов

Содержимое баллонов — воздушные резервуары или дыхательные пакеты[1] — изменялось в зависимости от дыхательной системы субъекта. Зукусс, принадлежавший к подвиду дышащих гандов, постоянно носил на лице респиратор, поскольку газом, требовавшимся для его организма, был аммиак, а не кислород, как у большинства гуманоидов.[2] По этой причине у него при себе всегда имелись сменные баллоны со специальным воздухом.[1] Трубки респиратора подсоединялись к газоперерабатывающему блоку, который Зукусс носил на спине.[3] Все представители расы кель-доров, покинувшие родную планету Дорин, также носили дыхательные маски, потому что для дыхания им нужен был гелий, а кислород для них был ядовит. Ещё одними носителями респираторов были убезийцы. Геранцы, хотя и были близкой к людям расой, при нахождении в богатой кислородом атмосфере были вынуждены носить маски с гидроном-три.

Одной из функций дыхательных масок была защита от появлявшегося в пригодном для дыхания воздухе ядов химической и биологической природы, вызывавших потерю сознания или даже смерть тех, кто таких масок не имел. Это позволяло осведомлённым об использовании таких ядов избавиться от находившихся с ними в одном помещении — на время или навсегда. Дыхательные маски использовались для первой помощи при отравлении людей ядовитыми газами с целью снижения симптомов поражения дыхательных путей.[4]

Jedi underwater Jedi Escape

Джедаи в дыхательных масках

Ещё одна сфера применения дыхательных масок — это подача воздуха во время пребывания существа в воде или в лекарственной жидкости (в бакте при нахождении пациента бакта-камере, в колто и т.п.). Дыхательная маска для подводного плавания входила в стандартный набор джедаев Старого ордена.

Существовали дыхательные маски органического происхождения. Так, инженеры мон-каламари разработали органические жабры — симбиоты, позволявшие представительное большинства кислорододышащих рас длительное время находиться под водой. Юужань-вонги, по религиозным соображениям категорически отрицавшие применение технических средств, использовали для дыхания в атмосфере и под водой специально выращенных для этого существ гнуллитов, действовавших как воздушный фильтр.

ПоявленияПравить

Screed4

Терринальд Скрид в маске, защищающей от биологического оружия

Источники Править

Breath mask healing book

Использование дыхательной маски при отравлении

СноскиПравить

Ico photo В Вукипедии есть коллекция изображений, связанных с дыхательными масками.

Смотрите также Править

На других языках