ФЭНДОМ

Tab leg-act
30px-Era-old30px-Era-imp30px-Era-new
Эта статья про один из традиционных набуанских языков. Возможно, вы ищете альтернативный футарк.
«За три с половиной тысячелетия после его введения он /футорк/ стал таким же традиционным, как и его более формальный родственник, который в настоящее время используется почти исключительно для военных и официальных нужд».
— Миланда Ворган (источник)
Naboo mccaig

Футорк (англ. Futhork) — стиль традиционной рукописной каллиграфии, использовавшийся людьми планеты Набу.

ОписаниеПравить

Эта неофициальная система письма была разработана в качестве альтернативы футарку — первому набуанскому алфавиту, который происходил от Королевской письменности Гриммалльта. Поскольку футарк, ставший на Набу официальной формой письма, из-за схожести его букв с трудом читался большинством населения, примерно за три с половиной тысячелетия до битвы при Явине в обиходе стал использоваться более практичный футорк.[1]

H-type Nubian yacht control panel AotC

Один из пультов управления нубийской яхты

В алфавите футорка содержалось двадцать шесть символов.[2] В этой письменной форме надпись обычно читалась слева направо; слова разделялись пробелами.[3]

Этим письмом записывались древние набуанские легенды, включая историю о вечных любовниках Вере и Сете.[4] В последние десятилетия существования Галактической Республики искусство письма футорком преподавалось в школах Набу (правда, шестилетняя Рио Наберри, племянница сенатора Падме Амидалы не любила этот предмет).[5] В те времена даже набуанские фермеры могли писать как на ауребеше — самой универсальной письменной форме Основного галактического языка, — так и на футорке.[6]

Hangar chief engineer helmet CVD

Имя инженера («Джабеск»), написанное на футорке

Адъюнкт-профессор ксенолингвистики Миланда Ворган упоминала футорк в своей статье «Письменное слово: краткое введение в системы письменностей Основного галактического». В этой работе Ворган предположила, что набуанцы, возможно, не желали принимать другие системы письменности, пытаясь оградить себя от остальной Галактики. Тем не менее, она показала, что они всё же использовали более распространённые популярные письменные системы, такие как ауребеш, в частности, в компьютерных дисплеях своих звёздных кораблей.[1]

Богатые граждане Набу иногда носили вышитую одежду, украшенную каллиграфическими надписями на футорке.[7] Некоторые инженеры, работавшие в ангаре Тида, такие как Саймон Джабеск, наносили на свои служебные шлемы написанные футорком свои имена.[3]

За кулисамиПравить

Futhork concept

Надпись футорком на эскизе Иэна Макккейга

Алфавит футорк был создан ещё в 1997 году для фильма «Скрытая угроза» (1999); в частности, он присутствует на эскизе набуанских шлемов, созданных художником-концептуалистом Иэном Маккейгом.[8] Название «футорк» было заимствовано у реально существовавшей английской рунической письменности.[9]

В 2000 году экран ввода пароля видеоигры Star Wars: Battle for Naboo содержал все 26 букв футорка вместе с вопросительным знаком, восклицательным знаком и амперсандом. Первая официальная таблица транслитерации была опубликована в 2008 году в «Полной энциклопедии Звёздных войн». В различных источниках слово Futhork писалось как с заглавной,[4] так и со строчной[5] буквы.

Neimoidians Futhork BfN

Надпись в видеоигре Battle for Naboo

В отличие от ауребеша, часть текстов на котором не могут напрямую быть транскрибированы на латиницу,[9] надписи на футорке с самого начала создавались так, чтобы им записывались конкретные слова. Например, на шлемах персонажей появлялись имена «Йэйн»,[8] «Саймон»,[3] «Берни Джабеск».[8] Тем не менее, большинство надписей футорком, встречающихся в «Скрытой угрозе», либо читаются как тарабарщина, либо являются именами создателей фильма, например «Уоррен Фу». Аналогично, в справочнике «Скрытая угроза: Иллюстрированный словарь» надписи футорком, используемые в компьютерных мониторах звездолёта, читались либо как бессмысленные, либо как шутливые, например «Йо Уоррен». Точно так же интерактивный компакт-диск Star Wars: Episode I Insider's Guide (1999) содержит написанные футорком шутки и аллюзии, такие как «Фрэнк Фу — лучший». В книге-справочнике для ролевой игры «Тайны Набу» четыре надписи футорком на полях использовались только для декоративных целей и читались как «импж», «тхк», «увкс» и «жти». С другой стороны, в фильме «Атака клонов» (2002) панель управления нубийской яхты» типа «H» сенатора Амидалы надписи футорком осмысленны в контексте их местоположения. Среди читаемых слов — имя «Оби-Ван Кеноби», «Корусант», «Джеонозис» и «Татуин».

ПоявленияПравить

Ian Lago at starship

Надпись на корпусе набуанского корабля

ИсточникиПравить

Примечания и сноскиПравить

Ico photo В Вукипедии есть коллекция изображений, связанных с футорком.
  1. 1,0 1,1 The Written Word
  2. «Полная энциклопедия Звёздных войн», том I, стр. 299 («Futhork»)
  3. 3,0 3,1 3,2 Скрытая угроза: Иллюстрированный словарь
  4. 4,0 4,1 Databank title Maxiron Agolerga в Databank (содержимое устарело; сохранённая копия на Archive.org)
  5. 5,0 5,1 Databank title Ryoo Naberrie в Databank (содержимое устарело; сохранённая копия на Archive.org)
  6. Конец игры
  7. Звёздные войны: Дарт Плэгас
  8. 8,0 8,1 8,2 Star Wars: Episode I Insider's Guide
  9. 9,0 9,1 Runic alphabet. Omniglot. Проверено 2 декабря, 2012.

На других языках